Новый год 2019 в Антарктиде

Отзыв Светланы Артемьевой

29 декабря 2018. Ушуая, Аргентина
Ранним утром все участники экспедиции отправились чартерным рейсом из Буэнос-Айреса в Ушуайю – город, расположенный на краю Аргентины и являющийся столицей Огненной Земли.
Во второй половине дня была совершена посадка на роскошную мега-яхту «Le Boreal» и путешествие началось.

30 декабря 2018. Пролив Дрейка
Температура за бортом +4°С, облачно с прояснениями. Восход 03:36, закат 21:22.
Сегодня мега-яхта «Le Boreal» преодолевает пролив Дрейка, отделяющий южноамериканский континент от Антарктики. Расположенный в знаменитых «ревущих пятидесятых» широтах, пролив издавна известен мореплавателям своим крайне неспокойным характером. Но нам повезло – высота волн в проливе сегодня не превышает 3-4 метров, что для этой части океана равнозначно штилю. Тем временем на яхте идет активная подготовка к первой высадке на берег: непромокаемые куртки и резиновые сапоги выбраны, техника безопасности пройдена – мы готовы! Не забыли вооружиться и первыми знаниями об Антарктике – в театре прочитана первая лекция «Что такое Антарктика?»

31 декабря 2018. Роберт Пойнт, остров Роберт, Южные Шетландские острова
Температура за бортом +1°С, облачно с прояснениями. Восход 03:00, закат 21:33.

С утра все путешественники прошли обязательную очистку одежды и оборудования – на заснеженный континент не должен попасть ни один чужеродный вид, будь то бактерия или растение. После этого прослушали лекцию о пингвинах – теперь мы во всеоружии и готовы к первой высадке в Антарктике! Местом нашей первой высадки стал Роберт Пойнт – местечко, расположенное на одноименном острове Роберт. Высадка превзошла самые лучшие ожидания: было не по-антарктически тепло, безветренно и солнечно, а на берегу нас встретили не только пингвины генту и чинстрап, но и порядка тридцати южных морских слонов. Южные морские слоны встречаются лишь в нескольких местах Антарктического полуострова, и нам крайне повезло встретить их здесь в таком количестве. Познакомившись с пингвинами и слонами, мы поднялись по склону горы, откуда открывался красивый вид на другую сторону острова.

Полные новых впечатлений, мы вернулись на борт, где уже вовсю шла подготовка к встрече Нового года. Специально для русскоязычной группы Новый год сначала отметили по московскому времени, и на праздничный ужин был подан салат Оливье. Не обошлось без деда Мороза и танцев. В 22:00 яхта подошла к знаменитому столовому айсбергу A57A, поражающему своими невероятными размерами. Но и это были еще не все сюрпризы этого незабываемого дня – в самый разгар праздничного ужина за бортом показались первые киты - горбачи. Киты кормились, периодически выставляя из воды грудные плавники и хвосты. Тем временем в Антарктике наступил Новый 2019 год. «Le Boreal» оставляет Южные Шетландские острова и направляется через пролив Брансфилда к Антарктическому континенту.

1 января 2019. Браун Блафф и море Уэдэлла
Температура за бортом -5°С, облачно с прояснениями. Восход 05:38, закат 02:02.

Сегодня утром мы зашли в море Уэдэлла, дул сильнейший ветер, и нас окружили льды и айсберги. После утренней творческой встречи с Дмитрием Крыловым поступила команда готовиться к очередной высадке. За бортом показался Табаринский полуостров, где мы встали на якорь возле местечка под названием Браун Блафф – базальтовой вулканической горы, сформировавшейся около миллиона лет назад. И вот мы впервые ступили на сам антарктический континент. На берегу мы обнаружили уже знакомых нам пингвинов генту, сидящих на гнездах с птенцами, а также колонию пингвинов Адели. Чуть поодаль от места высадки на берегу отдыхали два тюленя Уэдэлла. Вечером ветер усилился, и мы поспешили вернуться на борт. «Le Boreal» поднял якорь и прошел Антарктическим проливом мимо аргентинской полярной станции Эсперанца. Ярко-оранжевые постройки станции четко выделялись на фоне снежного пейзажа. Между строениями станции виднелись фрагменты крупнейшей в этих краях колонии пингвинов Адели.

2 января 2019. Бухта Телефон и остров Халф Мун
Температура за бортом 1°С, облачно с прояснениями. Восход 06:05, закат 02:07.

Рано утром «Le Boreal» вошел узким проливом «Мехи Нептуна» в залив Порт Фостер - кальдеру активного вулкана, сформировавшего остров Десепшн. Во многих местах вода в прибрежной части парила – из-за активной вулканической деятельности остров Деспешн имеет выходящие на поверхность горячие источники, из-за чего считается одним из самых теплых мест во всей Антарктике. На берегу нас встретил пустынный вулканический пейзаж – пингвины не любят заходить в залив, так как здесь нечем поживиться. Но именно здесь нам выдалась возможность совершить прогулку – восхождение на один из боковых кратеров вулкана. Полюбовавшись сверху видом на залив, мы спустились обратно на берег, где нас ждал приятный сюрприз – среди нескольких отдыхавших на берегу тюленей Уэддэлла был обнаружен новый для нас вид – тюлень-крабоед. На этом чудесном острове самые отважные из путешественников – а их набралось несколько десятков – смогли осуществить свою заветную мечту – искупаться в водах Южного океана.

Во второй половине дня мы прибыли на еще один из Южных Шетландских островов – остров Халф Мун, название которого родилось из его формы в виде месяца. Берег встретил нас разнообразием птичьего населения, среди которых наблюдались антарктические пингвины и поморники, белые ржанки, крачки, капские буревестники, доминиканские чайки и антарктические бакланы. В одном конце предложенного маршрута отдыхал молодой морской слон, в другом конце сливались с камнями на берегу три тюленя Уэддэлла. Вдали виднелись оранжевые строения аргентинской летней станции Камара. По возвращению на борту была прочитана лекция о китах и дельфинах Антарктики.

3 января 2019. Бухта Вильгельмина и бухта Орне
Температура за бортом -1°С, облачно с прояснениями. Восход 05:40, закат 02:45.

Невозможно описать словами то зрелище, которое предстало перед путешественниками «Le Boreal» сегодняшним утром. Мы встали на якорь в бухте Вильгельмина. Названная в честь королевы Нидерландов, бухта издавна славится приходящими сюда для кормления китами-горбачами. Действительно, два кита нас встречали уже на входе в бухту, но больше всего впечатляло сочетание ультрамаринового безоблачного неба, искрящегося бескрайнего льда и синей воды. Здесь нас ждал сюрприз – можно было впервые высадиться на льдину и поднять за это бокал шампанского. Зодиаки с разгона вылетали на лед, высаживая счастливых мореплавателей на очередную прогулку. В этот замечательный день нас волновала только одна проблема – как выбрать лучший из сделанных снимков, когда все они получились просто потрясающими.

После обеда послушали лекцию об истории открытия и освоения Антарктики, после чего бросили якорь в бухте Орне – нашей второй высадке на континентальную Антарктику. Здесь было предложено совершить восхождение по снегу на вершину, откуда открывался прекрасный вид на пролив Эррера. Как всегда, нас окружили уже ставшие привычными местные жители – антарктические пингвины.

Вечером этого дня в проливе Герлах «Le Boreal» буквально окружили киты – мы насчитали не менее 12 кормящихся горбатых китов и около 100 косаток! Киты сопровождали нас на ужине, не оставляли нас до самой ночи, порой подходя к судну на дистанцию всего в несколько метров.

4 января 2019. Остров Данко и бухта Неко
Температура за бортом -1°С, облачно. Восход 05:38, закат 02:48.

После завтрака мы высадились на небольшой и полностью снежный островок Данко - дом очередной колонии пингвинов чинстрап. По вершине острова можно было совершить небольшую круговую прогулку, сделав замечательные снимки пролива Эррера.
Во второй половине нас ждала высадка в бухте Неко – одном из красивейших мест западной Антарктики. Неко славится своим ледником – одним из самых быстро движущихся в этой части континента. Части ледника периодически откалываются и с грохотом падают в бухту, поднимая большие волны. В погоне за захватывающими видами мы снова залезли на самый верх, старательно избегая глубоко протоптанных пингвиньих троп. С вершины горы в бухте можно было наблюдать три кормящихся горбатых кита. По возвращению на «Le Boreal» до ужина успели прослушать лекцию о китобойном промысле.

5 января 2019. Бухта Порт Шарко и бухта Хидден
Температура за бортом -1°С, облачно. Восход 05:40, закат 02:45.

Утром «Le Boreal» зашел в бухту Порт Шарко – месте зимовки известной экспедиции, организованной французским исследователем Жаном Батистом Шарко. Нашей целью было круизировать на Зодиаках среди айсбергов. Вся гладь бухты была покрыта льдинами разных форм и размеров, среди которых величественно «стояли на якоре» айсберги – некоторые из них поражали своим насыщенным голубым цветом. Между льдами дружно плавали наши старые знакомые – пингвины чинстрап.
Во второй половине дня мы пришли в бухту Хидден, что в переводе означает «Скрытая» – за то, что с моря она заметна далеко на сразу. Здесь нашей целью были величественные ледники, спускающиеся к морю со скал побережья. Рассмотрев их, мы решили обследовать льдины в бухте на предмет наличия там тюленей – и наши старания были вознаграждены. На многих льдинах по 2-4 особи отдыхали тюлени-крабоеды, а на одной из них притаился их главный враг – морской леопард. Животные не обращали на Зодиаки никакого внимания, и нам удалось вдоволь их поснимать.

Последняя антарктическая экскурсия в этом круизе подошла к концу. Сегодня все получили яркие впечатления – кто-то от разнообразия льдов, кто-то от близкой встречи с тюленями, кому-то посчастливилось стать свидетелем того, как раскололся и поднял огромную волну один из айсбергов. Впереди нас ждет пролив Дрейка. До свидания, Антарктика!

6 января 2019. Пролив Дрейка
Температура за бортом +5°С, солнечно. Восход 03:10, закат 21:22.
Наша мега-яхта Le Boreal держит курс через пролив Дрейка к Южной Америке. Нам благоволит погода и мы вновь проходим пролив в прекрасную погоду, волны не поднимаются выше нескольких метров. Сегодня состоялась заключительная лекция, на который мы подвели итоги прошедшего путешествия, а вечером нас ждал гала-ужин.

7 января 2019. Мыс Горн и Ушуайя
Температура за бортом +6°С, облачно с прояснениями. Восход 5:06, закат 22:11
Благодаря прекрасной погоде, которая сопровождала нас на продолжении всего круиза нам удалось преодолеть пролив Дрейка менее чем за 30 часов, и капитан сделал нам прекрасный подарок: утром мы достигли и обогнули знаменитый Мыс Горн. Около 19 часов наше судно достигло Ушуайи и пришвартовались порту.
Наше путешествие закончено. Завтра нас ждет дорога домой!